МЭР пытается реанимировать процедуру финансового оздоровления


Минэкономразвития внесло в правительство проект поправок в законодательство о банкротстве, реформирующих процедуру финансового оздоровления. Подготовить проект поручил президент Дмитрий Медведев в феврале 2009 г. по просьбе владельца «Базэла» Олега Дерипаски, назвавшего действующий механизм «неработающим» (с 2002 г. им воспользовались только 20 компаний).

Поправки упрощают начало банкротства и финоздоровления предприятия: кредиторам не нужно предварительно подтверждать долг в суде, просить о санации должники могут в самом начале рассмотрения дела (сейчас только после процедуры наблюдения), ее срок увеличивается с 2 до 5 лет, разрешено списывать часть долгов. Оздоровление может быть проведено и без согласия кредиторов: для этого должник должен предоставить обеспечение на 80% от суммы требований и погашать не менее 20% долга в год. Кроме того, поправки освобождают должника от необходимости предоставлять гарантию банка (сейчас — на 120% реестровой задолженности).

Проект прошел и межведомственное согласование, и с бизнесом, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников. По его мнению, поправки защищают интересы не только добросовестных должников, но и кредиторов — они смогут быстро начать банкротство и привлечь к ответственности даже косвенно аффилированных с должником лиц.

Поправки делают процедуру финоздоровления работающей, вводятся и новые механизмы, отмечает Дмитрий Степанов: соглашение о досудебном урегулировании долга, право должника требовать защиты имущества от притязаний кредиторов. Возможности использовать процедуру оздоровления увеличатся, но проект требует дальнейшей доработки, считает арбитражный управляющий Евгений Семченко. По поправкам суд не может одобрить план оздоровления без согласия управляющего и его саморегулируемой организации (СРО), приводит он пример: «Но совет СРО собирается редко, а его членам незачем брать на себя ответственность за неизвестное им предприятие».

……………………………………..

Минэкономики внесло в правительство доработанные поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)». Документ подвергся значительной технической правке, однако, по оценкам и юристов, и самих разработчиков, не содержит существенных новаций. При этом в Белый дом направлен так и не согласованный с Минфином вариант документа: ведомство Алексея Кудрина протестует против финансового оздоровления компаний за счет отсрочек обязательных платежей в бюджет.

Новая, третья редакция проекта поправок к закону «О несостоятельности (банкротстве)» по-прежнему включает в себя несколько крупных взаимосвязанных инициатив Минэкономики по реформе института банкротства, зафиксированного законом 2002 года. В Минэкономики подчеркивают направленность проекта на финансовое оздоровление проблемных компаний, для чего в текст введены «реабилитационные процедуры»: согласно проекту, финансовое оздоровление вводится сроком не более чем на пять лет и защищает должника от большинства требований кредиторов по его заявлению. Требования кредиторов подразделяются на «классы» однородных обращений, причем все классы могут контролировать процесс «оздоровления» компании.

Сами проблемные компании могут объединяться судом в «предпринимательские группы» — проект предполагает дополнительно расширить круг лиц и компаний, несущих ответственность по обязательствам юрлица, в отношении которого действуют процедуры закона «О банкротстве». Впрочем, закон позволяет и добровольно объявить фактическую группу компаний «предпринимательской группой». Поправки обессмысливают существующие способы защиты активов в группах компаний от банкротства, например выведение недвижимости групп в отдельные ООО с предоставлением этих активов в аренду группе. Проект устанавливает и особенности процесса банкротства групп — внешнего управления и конкурсного производства.

Еще одно новшество — введение в закон норм об особенностях банкротства транснациональных групп компаний. Группа поправок о «трансграничном банкротстве», по сути, расширяет понятие «предпринимательской группы» за пределы РФ. Документ достаточно подробно разграничивает сферу полномочий российских и иностранных судов, вводит понятие «неосновного производства» в трансграничном банкротстве и описывает порядок исполнения в России решений иностранных судов о банкротствах.

Отсутствие в нынешней редакции законопроекта существенных новаций «Ъ» подтвердил руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский — по его оценке, наиболее заметным изменением документа стало снижение требующихся от должника финансовых гарантий в случае начала им процедуры финансового оздоровления без согласия кредиторов. Если ранее суд принимал во внимание оценку залога и имущества поручителей и залогодателей, новая редакция разрешает должнику снизить стоимость залога на сумму, в которую оценивается его собственное имущество.

О том, что в третьей редакции поправок к закону о банкротстве не появилось концептуальных изменений, «Ъ» сообщил вчера и глава департамента корпоративного управления Минэкономики Иван Осколков. По его словам, законопроект «претерпел только техническую правку». Чиновник отметил, что законопроект внесен в правительство досрочно,— Белый дом требовал его от министерства к июню 2010 года, а получил на два месяца раньше. Господин Осколков подтвердил, что законопроект внесен в правительство с разногласиями — проект не согласован с Минфином и сопровождается таблицей разногласий, однако третья редакция, по словам господина Осколкова, «учитывает замечания к законопроекту, поступившие из Минюста».

Как следует из таблицы разногласий, Минфин не договорился с Минэкономики по существу. Основной спорный пункт — предложение Минэкономики позволить должникам, составившим план финансового оздоровления, требовать отсрочки по уплате обязательных платежей. В том числе речь идет об уплате налогов, сборов и таможенных пошлин. Минфин настаивает, что эта льгота противоречит нормам статей 8 и 9 Налогового кодекса, декларирующих обязательное исполнение налогоплательщиком «обязанности по уплате налога или сбора». Минэкономики же констатирует, что Минфин в 2009 году уже согласился применить эту льготу в связи с антикризисными поправками к действующему законодательству. В результате 19 июля 2009 года в Налоговый кодекс, в ту же главу 8, статью 63, уже попала норма, предусматривающая отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора по графику погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.

Также Минфин против разрешения должнику не исполнять соглашения и сделки, достигнутые с кредиторами в рамках предварительного согласования до возбуждения производства по делу о банкротстве. Минэкономики считает, что такой механизм поможет защитить интересы третьих лиц, «которые могут не знать о наличии соглашения об урегулировании долгов»,— в этом случае должник будет обязан возместить убытки таким кредиторам.

Последний спорный пункт касается прав кредиторов, чьи требования не попали в план финансового оздоровления. Минэкономики предлагает не допускать таких кредиторов к голосованию по плану. По мнению ведомства, такой подход позволит максимально учитывать интересы кредиторов с различными требованиями, а кредиторы получат возможность заявлять возражения на ранних этапах процедур оздоровления. Минфин выступает против такого неравенства кредиторов и считает, что эта норма законопроекта позволит манипулировать голосующими суммами при участии в собрании кредиторов.

Несмотря на разногласия, в Минэкономики рассчитывают, что если Белый дом примет документ к рассмотрению, то этот процесс по оптимистичному сценарию займет около двух месяцев, и напоминают, что поправки — часть так называемого второго антикризисного плана. Напомним — изменения к законодательству о банкротстве вошли в антикризисный план правительства после того, как в начале 2009 года гендиректор «Русала» Олег Дерипаска на встрече с президентом Дмитрием Медведевым обозначил: нынешний закон не создает условий для эффективного финансового оздоровления компаний.

Оставьте комментарий