Банкротство ООО «НК «Горный Ойл»
Крупнейшим банкротом этого лета стала нефтяная компания «Горный Ойл» с долгами на 1,4 млрд рублей. Компания с 2008 года занималась разработкой нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе. Первоначально учредителями компании были структуры ОАО «Фосагро» и Горный институт имени Плеханова. Сейчас же оно принадлежит ООО «ПетроГорСтрой», которое пока числится основным кредитором.
В поисках сокровищ
ПГС известен тем, что еще недавно владел зданием по ул. Нахимова, 5, корпус 1, где был автосалон «Эльгида Моторс». Но в 2013 г. этот объект купила продуктовая сеть «Азбука вкуса» для своего магазина. Также компании принадлежит пансионат «Морской прибой» в Зеленогорске.
По ЕГРЮЛ, ПГС принадлежит офшорам «Магхаа Энтерпрайзес ЛТД» (51%) и «Нидхогг ЛТД» (49%). До перехода под иностранный контроль ею на паритетных началах владели холдинг «Фосагро» и девелопер ООО «Центр обслуживания на Наличной улице», принадлежащий жене ректора Горного института Татьяне Литвиненко и проректору по эксплуатации имущества того же вуза Анатолию Суслову. По словам временного управляющего НК «Горный Ойл» Артура Лукичева, «Фосагро» имеет отношение к компании и сейчас.
Весной 2014 г. компания подала заявление о банкротстве, и уже 28 июля суд ввел там наблюдение. Артур Лукичев причины несостоятельности компании не объясняет, сославшись на коммерческую тайну.
«Говорить о банкротстве компании пока еще преждевременно. Будет ли компания ликвидирована или нет, будет ясно только после финансового анализа», — сообщил Артур Лукичев. Как отмечают специалисты, геологоразведка — рисковая отрасль, и не всегда вложения оправдываются.
НК «Горный Ойл» — не единственная нефтяная компания, имеющая отношение к Горному институту. В Ненецком автономном округе также действует ООО «Нефтегазовая компания «Горный», которой раньше владели те же топ–менеджеры института, то же «Фосагро», а также совладелец ОАО «Новатэк» Леонид Михельсон и сын спикера Совета Федерации Сергей Матвиенко. НГК «Горный», в отличие от НК «Горный Ойл», чувствует себя хорошо. В 2013 г. ей удалось обнаружить нефть и перейти от развездки к нефтедобыче.
Юристов, работающих на банкротстве «Горного», Артур Лукичев не раскрывает, в деле они также пока не «засвечены» (в графе «представители» судебных актов значится «согласно протоколу»).
«Мастер» на все руки
Второе и третье места рейтинга достались ООО «Развитие» и ООО «Северная мечта», входившим в холдинг «Энергия» выходца из ВТБ Владимира Малышева.
Всего структуры холдинга задолжали Мастер–Банку (им теперь управляет госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов») более 10 млрд рублей. С обеих сторон в деле работают штатные юристы.
«Развитие» сейчас принадлежит Сергею Семенову. Компания на кредит Мастер–Банка в 1,1 млрд рублей купила 30 га во Всеволожском районе. Заложив землю банку, она стала строить на ней коттеджный поселок Пять холмов на 200 домов. С покупателями заключались договоры предварительной купли–продажи, клиент вносил часть суммы, и участок выводился из–под залога. Одновременно с покупателем заключался договор ипотеки.
Когда в ноябре 2013 г. у Мастер–Банка была отозвана лицензия из–за сомнительных финансовых операций, схема перестала действовать.
Покупатели, уже заключившие договоры, лишились возможности снять обременение с участков. Компания остановила продажи и подала заявление о своем банкротстве. В августе суд ввел в ней наблюдение.
Третье предприятие в рейтинге, ООО «Северная мечта», также до недавнего времени входило в холдинг «Энергия». Сейчас, согласно ЕГРЮЛ, ею на паритетных началах владеют экс–директор Владимир Волков и ООО «Люро и К», подконтрольное компании Readly Enterprises ltd (США). «Северная мечта» занималась промышленным выращиванием роз.
Впервые о компании стало известно в 2009 году, когда она объявила о строительстве на взятые у того же Мастер–Банка 1,2 млрд рублей тепличного комплекса площадью 15 га в Выборгском районе. Мощность комплекса должна были составить 6 млн штук роз в год, а окупиться проект должен был только к 2016 г.
Приостановка деятельности банка спутала планы инвесторов. В марте они инициировали ликвидацию «Мечты», а в июне в компании было введено конкурсное производство. «Проект еще не был полностью осуществлен и нуждался в постоянном финансировании со стороны банка», — объяснил решение собственников конкурсный управляющий Иван Зенкин.
Оригинал статьи: Деловой Петербург.